Пожарные автомобили классифицируются по трём основным группам:
1. основные ПА;
2. специальные ПА;
3. вспомогательные ПА.
Основные пожарные автомобили - служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для подачи их (огнетуш. вещ-в) в очаг пожара.
В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на две группы:
- основные ПА общего применения - предназначены для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АНР, АПП и т.п.);
- основные ПА целевого применения - предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ и т.п.).
Основные ПА в зависимости от оснащенности ПТВ и оборудованием, типа и количества вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы:
- АЦ - пожарная автоцистерна - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности и других различных объектах.
- АЦЛ - пожарная автоцистерна с лестницей - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- АЦКП - пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- АП - пожарный автомобиль порошкового тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефте и газоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.
- АПТ - пожарный автомобиль пенного тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности и мест хранения нефтепродуктов.
- АКТ - пожарный автомобиль комбинированного тушения - предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.
- АГТ - пожарный автомобиль газового тушения - предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара f труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.
- АГВТ - пожарный автомобиль газоводяного тушения - предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и хими ческих предприятий и охлаждения объектов газоводяной струей.
- АПП - пожарный автомобиль первой помощи - предназначен для тушения загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров.
- АНР - пожарный автомобиль насосно-рукавный - предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечения подачи воды или воздушно-механической пены от водоисточников.
- АВД - пожарный автомобиль с насосом высокого давления - предназначен для тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
- ПНС - пожарная насосная станция - предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с послелующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара
- ППП - пожарный пеноподъемннк - предназначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.
- АЦ(Л) - автоцистерна лесопатрульная.
- АЦ(Б) - автоцистерна бронированная.
- АА - пожарный аэродромный автомобиль.
- АПС - пожарно-спасательный автомобиль.
- АПСЛ - пожарно-спасательный автомобиль с лестницей.
Ввиду социально-экономических причин и недостаточной развитости водоснабжения в России и странах бывшего СССР, доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей занимают автоцистерны (АЦ).
Автоцистерны пожарные предназначены для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах, служат для:
- доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения (ПТВ), аварийно-спасательного оборудоввания и запаса огнетушащих веществ;
- подачи в очаг воды из цистерны, открытого водоема или гидранта через ручные и переносные (стационарные) лафетный стволы;
- подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или сторонней емкости.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица или как насосная установка при работе "в перекачку" с одной или несколькими другими автоцистернами.
В зависимости от грузоподъёмности шасси и вместимости баков с огнетушащими веществами АЦ подразделяют на три типа:
1. легкие - вместимость цистерны для воды до 2 куб.м;
2. средние - вместимость цистерны для воды от 2 до 4 куб.м;
3. тяжелые - вместимость цистерны для воды свыше 4 куб.м.
Специальные пожарные автомобили - предназначены для проведения специальных работ на пожаре: для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий, аварийно-спасательные автомобили, и т.д.
Специальные пожарные автомобили в зависимости от типа выполняемых работ классифицируются на следующие типы:
- АЛ - пожарная автолестница - предназначена для проведения
аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на
высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при
сложенном комплекте колен.
- АКП - пожарный коленчатый автоподъемник - предназначен
для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетупгащих веп1,еств на высоту и может использоваться в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- АСА - пожарный аварийно-спасательный автомобиль - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара или чрезвычайного происшествия.
- АВЗ - пожарный водозащитный автомобиль - предназначен для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
- АСО
- пожарный автомобиль связи и освещения - предназначен для освещения
места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и
обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
- АГ -
пожарный автомобиль газодымозащитной службы - предназначен для удаления
дыма из помещений, освещения места пожара, проведения
аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и
оборудования.
- АД - пожарный автомобиль дымоудаления - предназначен
для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт
многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения
воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и
на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из
воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
- АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы.
- АР - пожарный рукавный автомобиль - предназначен
для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий,
тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью
стационарного или переносных лафетных стволов.
- АШ - пожарный штабной автомобиль - предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара.
- АЛП - пожарная автолаборатория - предназначена для проведения
оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
- АПРСС - пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи - предназначен
для диагностики и ремонта средств связи.
- АДПТ - автомобиль диагностики
пожарной техники - предназначен для оценки технического состояния пожарной
техники.
- АПТС - пожарный автомобиль технической
службы - предназначен для оценки технического состояния и ремонта пожарной
техники, проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.
- АОПТ - автомобиль отогрева пожарной техники - предназначен
для обеспечения функционирования пожарной техники и оборудования при
отрицательной температуре.
- ПКС - пожарная компрессорная станция - предназначена для заправки кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД на передвижных базах ГДЗС.
- ПП - пожарный прицеп - предназначен для доставки к месту пожара (аварии) специального оборудования.
- АОС - пожарный оперативно-служебный автомобиль - предназначен
для доставки к месту пожара личного состава оперативной службы и
комплекта пожарно-технического вооружения для их работы.
Вспомогательные пожарные автомобили - используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также
хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС. К ним относятся: автотопливозаправщики,
передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а
также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей
для выполнения вспомогательных работ.
Кроме того пожарные автомобили можно классифицировать следующим образом:
- По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8 и неполноприводные
с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.
- По посадочной формуле
пожарные автомобили делятся на автомобили с боевым расчетом 1+ 2 ( или 1 + 1),
т.е без дополнительной кабины для личного состава; 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с
дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1 + 8, т.е. с дополнительной
кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле
первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.
- По компоновочной схеме
базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили
подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя
кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя
кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство.
- По приспособленности к климатическим условиям
пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом
выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих
автомобилей выпускают автомобили в северном (подогрев воды в цистерне, утепление
цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в
северном исполнении) и тропическом (повышенная эффективность системы охлаждения
при стационарной работе, специальные покрытия) пополнениях.
Обозначения пожарных автомобилей.
Информативная система обозначения пожарных машин базируется на
использовании комбинированного принципа с применением буквенных и
цифровых символов, причем цифровые символы в обязательном порядке
характеризуют величину главного параметра конкретной модели ПА.
В
обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах
измерений:
- вместимость
цистерны для воды - куб.м.;
- вместимость
бака для пенообразователя - куб.м.;
- масса
вывозимого порошка - кг;
- масса
огнетушащего газа - кг;
- подача
насоса при номинальном числе оборотов - л/с;
- напор
ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
нормального
давления - м. вод. ст.;
высокого
давления - м. вод. ст.;
- расход
лафетного порошкового ствола - кг/с;
- мощность
электрогенератора - кВт;
- длина
рукавной линии - км;
- высота
подъема стрелы - м;
- производительность
вентиляторной установки - тыс. куб.м.;
- число
(количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;
- грузовой
момент - тм.
Примеры условных обозначений:АЦ-1,0-4/400 (5301) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 1 куб.м., высоконапорным насосом производительностью 4 л/с и напором 400 м. (ступень высокого давления) на шасси ЗиЛ-5301, первая модернизация модели XXX, модификация XX.
АЦЛ-3-40/17 (43253) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна пожарная с лестницей, с цистерной вместимостью 3 куб.м., с насосом производительностью 40 л/с и лестницей с высотой полного выдвижения 17 м. на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели XXX, модификация XX.
В старой
системе обозначения пожарных автомобилей, выпущенных до 1995 г.
, отсутствовала величина основного параметра:
АЦ-40(130) модель 63Б.
Автоцистерна пожарная с насосом производительностью 40 л/с на шасси ЗиЛ-130, модель 63 модификация Б.